Данное семейство карбюраторов предназначено
для поперечно расположенных двигателей (в первую очередь для
двигателей ВАЗ-2108, 21081, 21083), но благодаря сдвоенной
поплавковой камере возможна установка их и на автомобили с
продольным расположением двигателей. Как штатный карбюратор
ДААЗ-21073 используется на двигателе ВАЗ-21213 (а/м Нива).
В ГДС 1 камеры ДАА3-21073 эмульсионная трубка с ГТЖ имеет
маркировку "ZD" и специально предназначена для продольно расположенных
силовых агрегатов. Поэтому при установке и тюнинге любого
из карбюраторов "Солекс" для двигателей "классики" ВАЗа, Ижа,
ГАЗ "Волга" и пр. необходимо применение именно этой эмульсионной
трубки (если объём двигателя превышает 1,9 л, то эмульсионную
трубку ГДС 1 камеры следует использовать от карбюратора ДААЗ-4178
с маркировкой "А23").
Основные выкладки по необходимости доработок и способов тюнинга
аналогичны карбюраторам "ОЗОН" (ДААЗ-2105,07,40), но есть
некоторые дополнения и изменения:
- Т.к. главные диффузоры "Солекса" вытянуты в высоту намного
больше чем у "Озона", то для оптимального смесеобразования
требуются более высокие скорости воздуха в ГД, что соответственно
влечёт уменьшение расчётных коэффициентов наполнения двигателя.
Для согласования работы 1 и 2 камер карбюратора и для достижения
максимальных мощностных характеристик двигателя необходимо
чтобы скорость воздуха в главном диффузоре 1 камеры в диапазоне
1500-3500 об/мин была в пределах от 60 до 130 м/с; скорость
воздуха сразу через 1 и 2 камеры в диапазоне 3500-6700 об/мин
тоже была в пределах от 60 до 130 м/с. Для ВАЗ-2108,83 коэффициент
наполнения считать 1,20; для ВАЗ-21011,03,06 - 1,3; для
УЗАМ 1,7 - 1,25; для ЗМЗ 402 - 1,35.
- При увеличении диаметра главного диффузора 1 камеры на
1мм главный топливный жиклёр увеличивается в диаметре на
0,06-0,07мм (в диапазоне изменения диаметра ГД 22-25мм).
Аналогично, при увеличении диаметра главного диффузора 2
камеры на 1мм главный топливный жиклёр увеличивается в диаметре
на 0,06-0,07мм (в диапазоне изменения диаметра ГД 23-27мм).
- МД у всех "Солексов" ( кроме 4178. МД у него от "Озона")
в обеих камерах одинаковые, что ограничивает увеличение
диаметра ГД 1 камеры 25мм, ГД 2 камеры 27мм. Превышение
указанных диаметров ГД неизбежно и непоправимо приведёт
к провалам в работе 1 и 2 камер. Без дополнительных дозирующих
систем (эконостат 2 камеры раздваивается и заводится в 1
камеру и пр.) и/или увеличении диаметра смесительных камер
(и соответственно диаметра дроссельных заслонок) с заменой
МД вопрос дальнейшего увеличения ГД не решается.
- Для согласования переходных систем 1 и 2 камер - при
явных провалах при включении в работу ГДС 1 камеры, применяется
увеличение диаметра топливных жиклёров х/х и топливного
жиклёра ЭМР (экономайзера мощностных режимов) до устранения
или минимизирования дефектов. Максимальное увеличение ТЖ
х/х до 0,5мм. Максимальное увеличение ТЖ ЭМР до 0,6мм для
двигателей ВАЗ, до 0,75мм для двигателей УЗАМ и ЗМЗ; А также
при явных провалах при включении в работу ГДС 1 и в большей
степени 2 камер, применяется индивидуальная настройка параметров
УН (ускорительного насоса):
- Увеличение камеры УН путём добавления проставки толщиной
от 1,5 до 3,0мм (чем больше диаметр ГД 2 камеры и чем
больше провал, тем больше толщина проставки) между карбюратором
и крышкой УН (естественно требуются дополнительная прокладка
и удлинённые винты крепления крышки УН).
- Для двигателей "классических" ВАЗов, УЗАМ, ЗМЗ 402
распылитель УН должен быть направлен только в 1 камеру
(при этом штатный зазор дроссельной заслонки 2 камеры
для слива бензина у ДААЗ-2108,81,83 должен быть ликвидирован).
При этом можно воспользоваться распылителем УН от ДААЗ-21073
(маркировка "45") и при необходимости постепенно увеличить
диаметр распылителя до макс. 0,6мм. При использовании
п.4.1. распылитель УН используется от ДААЗ-2108,81,83
и обе трубки направляются в первую камеру (элементарным
перегибом длинной трубки или укорачивание длинной трубки
и направление её в 1 камеру). При этом важно, чтобы впрыскиваемый
из распылителя/ей бензин не задевал элементы ГДС и не
попадал на ось дроссельной заслонки.
- При воплощении п.4.1. рычаг привода УН (находится на
оси дроссельной заслонки, крепится гайкой) используется
от ДААЗ-21073 с маркировкой "4" или рычаг изготавливается
самостоятельно по образу "4" (для "классических" ВАЗов,
УЗАМ, ЗМЗ 402) и по образцу "7" (для переднеприводных
ВАЗов) путём увеличения длины "4" ("7") на 1,5-2,5мм.
- Доработка эмульсионных трубок.
- Для достижения более острых реакций при движении на
1 камере в эмульсионной трубке ZD 150 необходимо запаять
нижний открытый конец и по центру пайки сделать отверстие
диаметром от 1мм внутрь трубки. Чем больше диаметр отверстия,
тем более "гладкая и пушистая" становится нагрузочная
характеристика двигателя.
- Обратная ситуация с эмульсионными трубками ZC 100, 125,
135, 145, 155. Удаление шарика-заглушки из нижнего конца
трубки приводит к более острым характеристикам нагрузочных
характеристик. Как вариант подбора требуемой характеристики
- сделать заглушку из припоя и сверлить в ней отверстие
(см. п.5.1.) диаметром от 0,4мм.
- Для стабилизации х/х используют "дроссельное распыливание
смеси х/х", а именно: на 0,3 - 0,5мм от края дроссельной
заслонки 1 камеры в зоне отверстий х/х (вертикальная щель)
и п/с 1 камеры сверлится отверстие диаметром 1,8-2,5мм для
двигателей ВАЗ и 2,5-3,0мм для УЗАМ 1,7 и 1,8л. Также при
регулировке х/х по СО в пределах 0,7-1,2% исключаются провалы
переходной системы 1 камеры, которые раньше пропадали лишь
при уровне СО от 1,7%.
Примечание 1: При выборе диаметра главных диффузоров следует
также учитывать имеющийся ряд топливных и воздушных жиклёров
(эмульсионных трубок), чтобы использовать их и по возможности
не изготавливать жиклёры самостоятельно.
- Ряд топливных жиклёров ГДС: 82,5 85,0 87,5 92,5 95 97,5
100 102,5 105 107,5 110 115 117 122,5 (начиная с "100" можно
считать диаметры равными ГТЖ "Озона", т.е. 100 = 1,0мм);
- Ряд эмульсионных трубок ГДС 1 камеры:
- "23" 155, 160, 165
- "ZD" 150
- "А23" 125, 135, 150
- Ряд эмульсионных трубок ГДС 1 камеры:
- "ZC" 100, 125, 135, 145, 155
Примечание 2: Более сложная конструкция карбюраторов "Солекс"
по сравнению с карбюраторами "Озон" резко усложняет комплексную
настройку параметров. Приходится заниматься вопросами взаимозависимости
различных систем карбюратора как между собой, так и от параметров
конкретного двигателя. Также "Солекс" более требователен к
качеству бензина и его чистоте.
Рабочий пример №1 (двигатель ЗМЗ 402 а/м ГАЗ-2410М, карбюратор
ДААЗ-4178 "Солекс" аналог карбюратора на а/м "Ока", серийно
устанавливается на а/м УАЗ с двигателем ЗМЗ 402 и его модификациях):
- Привод дроссельных заслонок последовательный
- Диам. Главного диф-ра 1 кам. — 25мм (штатный 24мм)
- Диам. Главного диф-ра 2 кам. — 27,5мм (штатный 26мм)
- Малый диф-р 1 камеры — 4,0 (для 1 камеры, ОЗОН)
- Малый диф-р 2 камеры — 4,5 (ОЗОН, штатный 4,0 для
1 камеры ???)
- ГТЖ1/ГВЖ1 — 122,5/А23 (СОЛЕКС, штатный 115)
- ГТЖ2/ГВЖ2 — 1,3мм/ZC135 открытый снизу (СОЛЕКС,
штатный 122,5)
- Распылитель УН — обе трубки (одна длинная от ДААЗ-2108)
направлены в 1 камеру, немного подпилен корпус кар-ра для
монтажа), проставка УН толщиной 1,8мм, крышка УН (вместе
с лапкой-рычагом привода) от ДААЗ-2105,07.
- Остальные параметры карбюратора не изменялись.
Динамические характеристики ГАЗ-2410М намного выше чем у
"классических" ВАЗов и уступают лишь "Самарам 1500". Максимальная
скорость на 4КПП 160 км/час. Полностью гладкая и ровная характеристика
работы двигателя на всех режимах. Городской цикл - 12,4-12,7
л/100км, средний - 11,5 л/100км.
Рабочий пример №2 (двигатель ВАЗ-21213 а/м Нива-1700, карбюратор
ДААЗ-21073 "Солекс".
- Привод дроссельных заслонок последовательный
- Диам. Главного диф-ра 1 кам. 25мм (штатный 24мм)
- Диам. Главного диф-ра 2 кам. 26мм (штатный 24мм)
- ГТЖ1/ГВЖ1 115/ZD150 (СОЛЕКС, штатный 107,5, диаметр отверстия
по пайке 1,5мм)
- ГТЖ2/ГВЖ2 122,5/ZC135 открытый снизу (СОЛЕКС, штатный
115)
- Распылитель УН обе трубки (одна длинная от ДААЗ-2108,
укорочена по месту для установки её ровно над нижней трубкой
распылителя) направлены в 1 камеру), проставка УН толщиной
1,8мм, рычаг привода УН - аналогичен "4" (штатному), но
увеличен по длине на 2,0мм.
- Остаточный уровень топлива 25 +-0,5мм.
- Остальные параметры карбюратора не изменялись.
Данный вариант является условно "спортивным" и предназначен
для улучшения динамических характеристик автомобиля до уровня
"выше классических ВАЗов" (вот такое было ТЗ : ). Достигнута
ровная характеристика работы двигателя и максимально возможное
улучшение динамических характеристик а/м Нива-1700 с минимальным
увеличением расхода топлива. Городской цикл - 11,5-11,8
л/100км, средний 10,5 л/100км.
© Борис_030 2003 |
|