В выходные полностью решил для себя проблему
левого дворника :-). Теперь спешу поделиться рецептом с коллегами
ИЖеводами.
Началось всё тогда, когда я приобрёл ИЖ2126. Поначалу проблема левого
дворника меня нисколько не интересовала, т.к. дождей не было, но по
мере использования авто очертания проблемы вырисовались отчётливо, в виде
недостаточного чистого сектора на лобовом стекле. В общем-то, неочищенное
пространство слева мешает при поворотах налево, уменьшая обзорность,
и я стал искать решение этой проблемы.
Для начала пробежал форумы на предмет готовых решений. Такие очевидные
решения, как изменить угол крепления поводка и использование автохимии
– я отбросил. Не смотря на простоту и якобы действенность этих методов
– они были совершенно не радикальны. Так, изменить угол крепления
поводка – значит, пойти на компромисс, а пользовать всё время химию
дорого и лениво. И тут я наткнулся на рецепт Бати (Batya):-). Он
мне показался логичным, и я его тотчас предварил в жизнь. Хм. Тотчас
– это не совсем правильное определение для затраченного времени.
Я угробил несколько часов на вроде бы простые операции, а в результате…..
получил сектор меньший, чем был до применения сего рецепта. Всё
это заставило меня крепко задуматься, вспомнить курс теоретической
механики и вообще, подойти к решению проблемы с умом. А так же обзавестись
дополнительным инструментом
Итак, вот они – мои теоретические выкладки и описание процесса. При
описании процесса я позаимствовал рецепт Бати, хотя большинству из
Вас он не понадобится. Но всё-таки, мало ли что. Я немного переделал
данный рецепт, дополнив пункты, которые были для меня непонятны. Вероятно,
я буду чересчур обстоятелен, описывая процесс, но т.к. я сам не отличаюсь
огромными слесарными навыками, и моё повествование рассчитано на совсем
неискушённых владельцев ИЖей, то думаю, читатели меня простят.
Начну с теоретических рассуждений. Ими я занялся на досуге, после
того, как рецепт Бати привёл к явно противоположному результату,
чем ожидалось. Для начала про рецепт Бати. Батя заметил, что размах
правого дворника намного больше левого. И поменял шлицевые валики
с рычагами, после чего у него всё заработало по высшему классу.
Мои первые выводы: чтобы получить больший сектор, нужно укоротить
рычаг у шлицевого валика. В форумах проскальзывали предложения о
том, что нужно, дескать, этот рычаг подогнуть, либо заменить рычаг
у электродвигателя – тем самым, увеличив размах обоих дворников.
Так вот, как показывает моя практика, ничего этого делать НЕ
НУЖНО!!!! Почему не нужно? Листая учебники по кинематике,
я пришёл к выводу, что, изменяя длины плеч рычагов шлицевых валиков,
мы так же должны изменять длины тяг!!! Иначе возможны такие положения
рычагов, что всю систему попросту заклинит. В Батином случае рычаги
были попросту перепутаны местами. В общем-то, ничего удивительного
в этом нет. У меня, например, неправильно прикреплена одна из резинок
в багажнике. Железкой наружу, а хвостиком вовнутрь. Так что Батя,
поменяв местами шлицевые валики – решил свою проблему. Я же, последовав
его совету – усугубил своё положение. В моём случае – имело место
неверное крепление кривошипа к оси моторедуктора. Об этом я догадался
экспериментально. Итак, перейдём от слов к делу.
Для работы Вам понадобятся следующие инструменты: ключ на 27; ключ
на 12, торцевой, с длинной ручкой; ключ на 13; ключ на 10; пассатижи
и тонкая отвёртка. Причём ключ на 27, 12 и пассатижи с отвёрткой
могут Вам и не понадобиться. ВНИМАНИЕ: все операции я описываю стоя
лицом к лобовому стеклу. Так что не удивляйтесь, что левый валик
я буду обзывать правым. Делаю я это для удобства своих последователей,
чтобы в трудную минуту не нужно было думать, а просто смотреть в
распечатку.
Для начала снимите поводки. Делается это ключом на 10. Откройте
защёлкивающиеся крышечки и отвинтите гайки. Снимите поводки. Снимите
декоративные резинки, закрывающие гайки на 27. Отвинтите гайки на
27. Не потеряйте пластиковые проставки. Теперь снимите крышку с
ЧЯ. Желательно ещё выдернуть жгут с проводами. Там типа розетки.
Но я подёргал, у меня этот жгут не пошёл, и я его оставил в покое,
зная своё свойтсво, что у меня всё в руках ломается. Торцевым ключом
на 12 открутите обе гайки, крепящие электродвигатель. Не потеряйте
шайбы. Они вроде прилипшие к резинкам, но это не так. Разъедините
разъём, соединяющий электродвигатель со жгутом. Теперь начинается
самое сложное. Рекомендую следующий порядок: сначала весь механизм
опустить вниз, поворачивая одновременно двигателем вверх, чтобы
шлицевые валики скрылись в подкапотном пространстве. Затем весь
механизм подайте максимально вправо. Следите, чтобы тросик капота
заходил сзади двигателя, а не попал между двигателем и тягами. Когда
всё сдвинете вправо, вытащите правый (который на самом деле левый)
шлицевый валик. С правой стороны железо скругляется, и образуется
место, где этот валик прекрасно выходит. С выемкой левого проблем
уже не возникает.
Теперь положите механизм в сборе туда, куда Вам удобнее и внимательно
посмотрите. Внимание: я описываю механизм, держа его двигателем
к себе и шлицевыми валиками вверх!!!!!
Итак. На плече правого валика должно быть написано 51,5. Это расстояние
между осей. Проверка штангенциркулем подтвердила эти данные. А на
левом 57,5. Т.е. на 6 мм длиннее!!!! У Бати они были перепутаны
местами, и он их поменял. У меня же было всё правильно, так что
я поменял их аж 2 раза.
Теперь давайте рассмотрим порядок действия для тех, у кого валики
установлены неправильно. Берём отвёртку помощнее, и разбираем шарнирные
соединения. Я это делал, используя толстую отвёртку, как рычаг.
После того, как шарниры разобраны, Немного разогните тонкой отвёрткой
стопорное кольцо. Просуньте отвёртку в образовавшуюся щель, и гоните
отвёртку по пазу, пока она не окажется напротив разрыва в стопорном
кольце. Теперь стаскивайте стопорное кольцо отвёрткой. Вытащите
шлицевый валик, не запутайтесь в шайбах. Запомните их порядок. Поменяйте местами шлицевые валики.
Теперь
возьмите пассатижи, и подогните стопорные кольца, придав им максимально
круглый вид, с максимально плотным прилеганием краёв. Одевать обратно
стопорные кольца нужно сверху. Валик сделаны виде конуса, и кольца
прекрасно зажимают валик, как только попадают в свой пазик. Набейте
пластмаски от шарнирных соединений смазкой. Шарниры обратно лично
я собирал с помощью тисочков. Несильно зажимал, и шарниры прекрасно
становились на место. Ну, если у Вас руки, как тиски, тогда Вы и
так прекрасно справитесь.
Если у Вас шлицевые валики стоят правильно, и Вам лениво разбирать
шарниры для их смазки, переходим к регулировке положения кривошипа.
1 - тяга стеклоочистителя; 2 - ось моторедуктора; 3 - ось кривошипа;
4 - моторедуктор; 5 - кривошип.
Кривошип должен быть установлен так, как описано в мануале. См.
рис. У меня же он стоял перпендикулярно продольной оси. Чтобы поменять
его положение, нужно ключом на 13 открутить гайку с оси моторедуктора,
поменять положение кривошипа и снова всё затянуть.
Установка механизма в сборе происходит в обратном порядке. Единственное,
что, например, у меня механизм не очень-то захотел вставать. Видимо
нужно было как то подогнуть трацепию, к которой всё крепится. Но
я просто наживил болты, немного прикрутил гайки на 27. Кое где пришлось
поднажать. Потом всё утянул болтами и гайками. Через месяц сделаю
протяжку, на всякий случай. Видать вот такое нежелание механизма
становится на место и побуждает сборщиков отходить от конструкторского
решения.
Теперь о результатах!!!!! Они превзошли все мои ожидания!!!!!! Размах
левого дворника (теперь я смотрю по ходу машины) превышает размах
правого!!!!! И как я не регулировал левый дворник, он у меня то
о нижний уплотнитель бъётся, то кончиком заезжает на левый. Правый
поворачивается чуть более, чем на 90. Если меня такое положение
дел не устроит, то, исходя из предыдущего опыта, нужно играть положением
кривошипа на моторедукторе. Перемещение его к положению, более перпендикулярному
продольной оси приводит к увеличению размаха правого дворника, и
уменьшению размаха левого.
Так что, уважаемые коллеги, время малого сектора левого дворника
прошло!!!! Хватит ездить с изначально задранным вверх левым дворником!!!
© Paramedic 2002
|
|