Автоклуб ИЖ.2126.RU

 

Доработка вентилятора системы охлаждения

1. Доработка электрической схемы включения электродвигателя.

 

Недавно в пробке я закипел из-за пустяка — окислились контакты термодатчика. Достаточно было их пошевелить, как вентилятор включился (и долить 1,5 литра тосола!).

Это навело на мысль установить в салоне аварийный выключатель вентилятора.

По схеме включение электромотора вентилятора происходит через контакты реле К9, разъемы Ш5-5, Ш8-6, предохранитель № 8 , колодку питания электродвигателя; реле управляется датчиком в корпусе радиатора. Отказ любого контакта в этих цепях приведет к остановке вентилятора и тогда — см. выше.

Цепь аварийного включения идет непосредственно от клеммы «плюс» АКБ к тумблеру в салоне, далее к электромотору, минуя все разъемы и — ВНИМАНИЕ — предохранители. Я использовал японский тумблер 110 В, 25 А от промышленной установки, провод в двойной изоляции сечением 4 мм2. Провода к тумблеру припаяны. К электромотору вентилятора провод от тумблера припаивается за колодкой питания — вблизи элетромотора зачищается 2-3 см ПЛЮСОВОГО провода, делается скрутка, которая пропаивается с бескислотным флюсом. В салоне тумблер установлен вместо круглой заглушки, ниже левого подрулевого переключателя Можно найти другое место — главное чтобы случайно его не включить. Вместо тумблера можно, наверное, использовать однофазный АЗС, но они большого размера и дорого стоят, а все это я делал на даче из того, что было. Тумблер должен быть сильноточным — на 25-30 А, чтобы его контакты не обгорали при пуске.

При езде на 1-2 передаче, когда вентилятор включается датчиком, я заметил, что если дополнительно включить аварийный тумблер, то звук от вентилятора становится выше, значит электромотор начинает вращаться с большей скоростью. Т.е. цепь аварийного включения уменьшила потери в контактах цепи питания. Установив провод от клеммы «минус» АКБ к электромотору — как описано выше — я уменьшил также потери и в «минусовой» цепи. Напряжения в цепях питания электромотора:

Цепь

Напряжение

Аккумулятор (Вентилятор включен)

13,6 В

Электромотор до доработки

12,2 В

Электромотор с дополнительной минусовой цепью при аварийном включении

12,9 В

 

Измерения напряжения проводились при работающем двигателе.

Таким образом, доработка цепей питания электромотора вентилятора позволяет немного увеличить обороты вентилятора в штатном режиме и ощутимо — в аварийном, что полезно при летней «езде» в пробках.

Главное — не забыть выключить аварийный тумблер в конце поездки, иначе АКБ сядет до нуля — электромотор вентилятора потребляет 14 А.

 

 

2. Доработка кожуха электровентилятора.

 

Доработка кожуха была уже описана в интернете. Изложу свой вариант.

Для улучшения работы вентилятора вокруг его крыльчатки дополнительно устанавливается цилиндрический экран, препятствующий разбеганию потока воздуха в радиальном направлении под действием центробежных сил, что увеличивает поток воздуха через радиатор. Такая конструкция применяется, например, в кухонных и компьютерных вентиляторах (кулерах). Экран высотой 53-54 мм устанавливается так, чтобы зазор между ним и крыльчаткой был 1-2 мм. Для этого на снятой крыльчатке скотчем фиксируется кольцо из линолеума высотой 50 мм и толщиной 2 мм, поверх которого по месту гнется полоса из оцинкованной жести. Полоса обрезается так, чтобы был нахлест 2 см, которой пропаивается. Крыльчатка с обоими кольцами устанавливается на ось мотора и кожух наживляется на место чтобы разметить места крепления и установить зазор между экраном и радиатором 2-3 мм. Экран привинчивается к кожуху в четырех местах через 90° — вверху и внизу непосредственно к кожуху, слева через проставку высотой около 15 мм (подобрать по месту), справа через уголок выгнутый по месту. Используются винты М5 впотай, гайки с нейлоновыми вкладышами вне кожуха. В экране одно отверстие под винт сверлится в месте нахлеста, остальные желательно сделать продолговатыми, для установки равномерного зазора между крыльчаткой и экраном.

С экраном вентилятор включается на меньшее время. В пробках при включенном аварийном тумблере положение стрелки указателя температуры практически такое же, как и при движении со скоростью.

Экран образует непродуваемые карманы в левых верхнем и нижнем углах. Если ИЖ эксплуатируется на «знойном юге», то можно «болгаркой» вырезать в этих углах кожуха треугольные отверстия.


© КО, сентябрь 2004