Возникло у меня как-то раз труднообъяснимое желание установить в Ежика-Фабулу СиБишную радиостанцию.
Основная проблема была - куда ставить, чтобы и удобно пользоваться было, и не очень заметно, и машину сильно не портить.
Требования - переговоры на дальности в 2-3 километра.
Что ставить?
Сначала был изучен рынок по критериям "самая маленькая и не самая плохая рация".
Выбор пал на "MegaJet MJ-300". Приличная мощность (8 Вт), работа в трёх сетках
(у нас в Петербурге активно используются 1,3,5,15 каналы сетки С и 19 сетки D),
компактный корпус. Рация доработана в соответствии со статьей
http://mods.radioscanner.ru/various/mod335/Опыт эксплуатации показал, что надо несколько изменить схему автораскрывашки (см. статью),
но пока до этого не дошли руки.
Куда ставить?
Планировал установить её в нишу около КПП - не лезет по глубине. За нишей проходит кожух
вентиляции/отопления, т.е. углубить нишу трудно.
Итог - рация стоит слева от ног водителя на пластиковом треугольнике обшивки салона.
Из листа фольгированного стеклотекстолита был вырезан прямоугольник размером чуть больше
рации, по углам в него впаяны четыре болта М4 длиной по 25 мм. Получился такой как бы текстолитовый стол на ножках-болтах.
Текстолит засунут между теплоизоляцией кузова и пластиком обшивки, болты торчат внутрь салона и закреплены
на пластике гайками с широкими шайбами. Смысл текстолитовой пластины - распределить
вес рации на бОльшую площадь пластикового тругольника и держать болты изнутри,
со стороны кузова, когда Вы будете на них что-то накручивать.
Берём два алюминиевых уголка и сверлим в них отверстия для штатных барашков крепления рации
и для каждой пары болтов М4. Рация слегка приподнята над поверхностью (на высоту гаек),
чтобы динамик бубнил не совсем в облицовку. Естественно, вся эта конструкция сначала собиралась на столе.
Почему не взять штатную скобу крепления из комплекта рации?
Во-первых, рация на ней сильно торчит внутрь салона.
Во-вторых, её близко расположенные друг к другу крепёжные отверстия вызывают беспокойство за судьбу пластка обшивки.
В-третьих, на эти торчащие четыре болта можно крепить любую рацию подходящей глубины
(ограничением является глубина корпуса рации от проёма двери до крыла).
В частности, успешно ставилась Yeasu FT-1807.
Недостаток решения - динамик рации говорит в обшивку салона, но это можно решить установкой доп. динамика ближе к ушам водителя (я пока не нашёл подходящего) или увеличением громкости. Хотя наш Ёж - очень шумная машинка...
Как питать?
Питание рации брошено напрямую с аккумулятора через предохранитель проводами сечением 1,2 кв.мм. Под торпедой повешен фильтрующий конденсатор 33000 мкФ на 25 вольт (импортный). При мощности до 10 ватт этого достаточно. Кстати, FT-1807 при этом используется в 5-ваттном режиме.
Антенный кабель.
RG58 в плотной медной оплётке. Часто встречается редкая плетёнка или вообще лавсан с
одной стальной жилкой - с ними связываться не стоит.
Со стороны рации установлен угловой штеккер UHF-7108C
http://www.chip-dip.ru/product0/35327.aspx Угловой - для уменьшения глубины установки. Естественно, всё хорошо пропаяно, никаких обжимок.
Кабель идёт под левыми пластиковыми порогами, под левой накладкой в багажнике до
задней стойки, в задней стойке до крыши. На крыше пришлось аккуратно отклеить обивку крыши и потом аккуратно заправить её под резиновый уплотнитель багажной двери. Если работать чистыми руками в белых перчатках, то следов этой операции не остаётся.
Кабель просунут в отверстие, через которое проходит трубка омывателя и выходит в полку между кузовом и багажной дверью.
Там установлен разъём UHF-7511
http://www.chip-dip.ru/search.aspx?tmpl=results&searchtext=uhf-7511Установлен на металлическом уголке через изолятор, т.е. с кузовом соединения в этом месте нет!!!
Изолятор - кусок строительного пластикового уголка,
которым отделывают углы помещений. Текстолит здесь применять не стОит - гигроскопичен. Лучше всего, ИМХО - фторопластовая пластинка.
Уголок крепится двумя саморезами к вертикальной части полки.
Понятно, что лишний контакт в антенном кабеле - это нехорошо, но хотелось иметь возможность менять/снимать антенну и в случае нападения на Ежа мелких воришек ограничиться потерей антенны без необходимости восстанавливать порванный кабель.
Это достигается ослаблением (очень слабой пайкой) отрезка кабеля, идущего от антенны к только что описанному антенному гнезду.
Такая своеобразная "линия разрыва".
Антенны.
Большинство авторов пишет о категорической недопустимости изменять длину кабеля от рации до антенны. ВРУТ!
При наличии приборов можно делать всё. Я и делал... :-)
Основная антенна собрана из обломков каких-то разных антенн, утащенных с работы. Естественно, крепление на магните - не хотелось сверлить кузов. Удлинняющая катушка намотана с подгонкой, общая высота от низа магнита до кончика штыря - менее полуметра.
Опять же, отдавая себе отчёт в недостатках укороченных антенн - результат МЕНЯ устраивает и в глаза посторонним не бросается - сейчас масса иномарок с антеннами в хвосте салона.
Штырь антенны с удл. катушкой крепится на магните резьбой М6. При необходимости в эту же резьбу вкручивается антенна-четвертушка на диапазон 70 см для FT-1807.
КСВ по приборам у настроенной антенны получился чуть больше 1,5. Впоследствии с помощью индикатора напряжённости поля антенна была ещё немного подстроена до достижения максимальной напряжённости (видимо, КСВ-метр вносит какие-то свои погрешности).
Антенна-"семидесятка" настраивалась только по индикатору поля.
Но антенна - дело такое... настраиваемое. Так что ставить можно любую покупную, если её настроить.
Тангента.
Лежит в кармане для мелочей на водительской двери. На стоянке закрывается грязными тряпками :-) Провод тангенты оказался коротковат, пришлось заменить на более длинный (примерно на 20 см), иначе он сильно натягивался.
В пепельнице (я некурящий) лежит разъём тангенты с перемычкой, позволяющей использовать рацию на приём при убранной тангенте.
Результаты.
Главный результат - я доволен.
У Ёжика появилась одна иголка :-)
Приём - городские CиБи-службы со стационарных антенн слышны везде в городе (за пределы Кольцевой я практически никогда не выезжаю).
Принимаю грузовики с кольцевой, когда еду по набережной около Смольного.
Уверенный разговор от Большеохтинского до Володарского мостов с грузовиками, вдоль всего проспекта Просвещения от метро Академической до метро Просвещения с джипарями.
По центре Петербурга - пара километров с другими легковушками.
Лицензия.
Решил ограничиться малозаметной антенной. У нас в городе особо не докапываются. Для особых случаев (ТО "с заездом") из старого школьного пенала чёрного цвета вырезана крышка, которая прикрывает рацию со стороны открытой двери.
При надобности крышка надевается спец. отверстиями на ручки рации, на них и висит.